Создание системы
определения подлинности
товаров
Сервис, который позволяет клиенту в режиме 24/7 определить подлинность приобретённой продукции, а сотрудникам компании отслеживать статистику по количеству и географии распространения контрафактной продукции на рынке. Система включает в себя три интерфейса: для клиентов, для сотрудников компании и для администраторов
О клиенте
Заказчик NDA - дочернее предприятие мирового производителя автокомпонентов, крупнейший поставщик комплектующих для сборочных конвейеров России и стран СНГ.

Наличие полного цикла производства и высокотехнологичного оборудования позволяет компании выпускать широкий ассортимент продукции для бензиновых, дизельных двигателей и компрессоров.

Исследовательская и испытательная база, японская система управления и новейшее оборудование позволяют выпускать продукцию стабильно мирового качества, удовлетворять все новые потребности рынка, гарантируя безупречность исполнения всей производимой номенклатуры.

Поставленная задача
и ее решение
Задача
Компания — заказчик поставляет своим клиентам более 1000 наименований комплектующих и запчастей.
С ростом ассортимента и популярности продукции компания столкнулась с проблемой серьёзного увеличения количества контрафактного товара, что стало заметно влиять как на прибыль предприятия, так и на его деловую репутацию.
Необходимо разработать систему, которая даст возможность потребителям проверить подлинность продукции, а также позволит получить достоверные данные о количестве, регионах распространения и номенклатуре контрафакта.

Необходимо реализовать различные сценарии проверки подлинности: через сайт, через SMS, с помощью приложения Viber и посредством звонка в колл-центр.

Необходимо визуализировать полученные данные о контрафакте в виде диаграмм и графиков, обеспечить возможность анализа по периодам времени, местам распространения, а также выгрузку табличных баз данных в Excel.

Необходимо интегрировать в систему функционал по генерации 12-тизначных кодов, которые должны будут присваиваться каждой единице изготовляемой продукции.
Решение
Взаимодействие пользователей с сервисом предложено реализовать посредством 3-х интерфейсов:
Для пользователей, которые хотят проверить подлинность приобретённого продукта.
Для сотрудников компании, которые будут заниматься сбором статистики по контрафактной продукции.
Для администраторов системы с расширенным функционалом по генерации кодов.
В качестве платформы для бекэнд-разработки выбран Laravel Framework. Одной из причин такого выбора стало наличие в коробке фреймворка готового административного интерфейса, который отлично подходил в качестве рабочего пространства для сотрудников компании и сокращал время разработки
Реализованный
функционал

Группа пользователей «Конечный потребитель»
Реализованы четыре сценария проверки подлинности изделий.

1.
Проверка через сайт.

Пользователь может проверить подлинность изделия на сайте компании, заполнив специальную форму.
Необходимо заполнить всего 2 поля: проверочный код и свой телефонный номер.
Проверочный 12-значный код напечатан на стикере, который располагается на каждом оригинальном изделии. Указанные коды генерируются с помощью программы случайных чисел. Каждый код является уникальным и хранится в единой базе данных в системе определения подлинности товаров.
После ввода значений в поля формы пользователю будет показано одно из трёх сообщений.

А. При совпадении сообщенного 12-значного номера 12-значному номеру единой базы данных, потребитель получает уведомление:
«Спасибо. Вы купили подлинный товар.»

Б. Если код когда-то уже проверялся (но не более 2-х раз), потребитель получает сообщение:
«Код был проверен ранее. Возможна подделка. За консультацией обратитесь по телефону +7 (831) ***-**-** .»

В. При несовпадении введенного 12-значного номера или при проверке одного и того же кода более 2-х раз потребитель получает сообщение:
«Внимание контрафакт! За консультацией обратитесь по телефону +7 (831) ***-**-**.»

2. Проверка через отправку sms-сообщения на указанный номер.
Здесь пользователь считывает номер со стикера купленного изделия и отправляет на указанный номер. В ответном сообщении ему приходит один из трёх вариантов, описанных в способе проверки подлинности изделия через сайт.

3. Проверка через Viber.
Данный вариант был реализован специально по запросу иностранных покупателей. Для этого специально написан чат-бот для паблик-аккаунта, при отправке уникального кода на который можно проверить подлинность товара. Варианты ответа паблик-аккаунта совпадают с ответами в предыдущих вариантах проверки. Доступ к чат-боту можно получить по ссылке, которая также напечатана на стикере продукции компании.

4. Проверка посредством звонка в колл-центр.
В данном случае пользователь звонит в колл-центр, и представитель компании проверяет продиктованный код через систему проверки подлинности. После проведения проверки специалист сообщает результат покупателю.
Группа пользователей «Специалист»
После того, как данные о продукции попадают в систему, их обработкой и сведением показателей начинают заниматься специалисты.
Для этих целей создан отдельный интерфейс.
Специалист попадает в данный интерфейс путём авторизации по логину и паролю, которые им заблаговременно предоставляет администратор системы.

После входа в систему специалист получает доступ к двум модулям системы:
- статистика,
- графики.
Модуль статистики
В модуле статистики существует три таблицы значений, а именно:
1) запросы за период,
2) подделки за период,
3) повторные запросы.
Таблица «Запросы за период»
В таблицах выводятся сведения о дате и времени запросов, номерах телефонов пользователей, их IP-адресах, введенных 12-значный кодах, географическом местоположении клиентов (определяется системой автоматически), номерах комплектов, результатах проверки и т.д.

Кроме того для каждой из таблиц реализован следующий функционал:
- возможность фильтрации по каждому столбцу;
- возможность настройки периода отбора данных по датам «с дд.мм.гггг до дд.мм.гггг»;
- возможность настройки количества отображаемых строк;
- возможность копирования в Excel.

В таблицу «Подделки за период» попадают запросы, поступившие любым способом, если проверочный код не зарегистрирован в базе данных.

Если один и тот же код проверен более 1 раза, то, не зависимо от способа проверки, информация должна попадать в таблицу «Повторные запросы». В данную таблицу попадает информация о неоднократных проверках одного и того же номера кода. Записи, содержащие один и тот же код, группируются. Система поднимает группу записей выше в таблице, если в группу попала запись с более свежей датой.

Модуль «Графики»
Графики строятся исходя из заданных параметров любой из таблиц. Фактически любая информация и статистические данные, требующие анализа, могут быть визуализированы с помощью различных графиков и диаграмм.
График «Запросы за период
Группа пользователей «Администратор системы»
Администраторам доступны все возможности системы.
Модули «Статистика» и «Графики» для администраторов системы по функционалу не отличаются от представленных в блоке описания группы «Специалист».
Модуль «Пользователи»
Данный модуль содержит информацию о количестве зарегистрированных в системе пользователей, их Ф.И.О., логинах и паролях, а также роли в системе. Администратор может регистрировать новых пользователей, редактировать данные о них и удалять их из системы.

Администратор имеет возможность отлеживать действия других пользователей, для чего создан подраздел «Лог действий». Он учитывает Вход, Выход и Редактирование запроса в системе. Все данные собираются в специальную таблицу с указанием id пользователя, времени, даты и вида совершенного действия.
Модуль «Коды»
Внешний вид генератора кодов.
Главным элементом данного модуля является «Генератор кодов», который по команде администратора создает заданное количество новых уникальных 12-значных кодов, сравнивает их с существующей базой активированных кодов и удаляет совпадающие.

Процесс имеет индикацию выполнения в процентах и штуках. Имеется лог процесса с указанием результата выполнения. Лог необходим для того, чтобы знать на какой стадии находится процесс в случае аварийного отключения сервера.

После генерации уникальные 12-значные коды выводятся в единый текстовый файл. Имя файла задается администратором. По запросу администратора коды из указанного текстового файла импортируются в базу данных.
Результаты
внедрения

Работа над этим проектом продолжалась в течение полугода. Разработка и внедрение системы проходили поэтапно, начиная с конца 2018 года. Последняя модернизация и окончательный переход на новую систему был осуществлён весной 2019 года.
Уже в течение первого года эксплуатации возможностью проверки подлинности продукции воспользовались сотни тысяч потребителей.
Способность нашего заказчика оперативно выявлять основные регионы распространения, источники и ассортимент контрафакта позволили эффективнее противодействовать его распространению путём гибкой маркетинговой и ценовой политики, а также более предметного взаимодействия с правоохранительными органами.